Положение о проектной деятельности

Положение о проектной деятельности учащихся

 Государственного бюджетного общеобразовательного учреждениея Самарской области  средняя общеобразовательная школа с. Красное Поселение муниципального района Елховский  

1.      Общие положения.

С целью осуществления компетентностно-ориентированного образования в практику работы школы вводится проектная деятельность.

 Метод проектов – один из самых эффективных методов, позволяющих реализовать компетентностный подход к образованию, сформировать ключевые компетенции учащихся. Кроме того, метод проектов является универсальной технологией по отношению к предметному содержанию.

Под учебным проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению проблемы, завершающихся созданием продукта, и  представление этого продукта в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов – это совокупность способов и приёмов организации и сопровождения проектной деятельности учащихся. Данный метод является педагогической технологией, позволяющей учителю формировать педагогические ситуации по различным основаниям и на основе различного предметного содержания.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

1.      самостоятельно и с охотой приобретают недостающие знания из разных источников;

2.      учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

3.      приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

4.      развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы, документов и т.д., наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение);

5.      развивают аналитическое мышление.

Основные принципы проектного обучения:

1.        Принцип гуманизма: в центре внимания – ученик, развитие его творческих способностей.

2.        Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию в учении.

3.        Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход ученика на свой уровень развития.

4.        Комплексный подход к разработке проектов способствует сбалансированному развитию основных физических и психических функций ученика.

5.        Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

6.        Опора на интерес детей, а также на ранее усвоенный материал.

7.        Практическая осуществимость проекта.

8.        Возможно большая самостоятельность учащихся.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над  проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструированию новых процессов, объектов и т.д.

   

Условия успешного осуществления проектного обучения:

1.      Смотивированность учителей на данную технологию.

2.      Смотивированность учащихся на участие в проекте.

3.      Обучение учащихся умениям исследовательской деятельности; раскрытие сути исследования как формы познания (проблема, цель, гипотеза, задачи, методы исследования, умение планировать проведение исследования).

4.      Определение критериев оценки результатов работы над проектом.

Типология проектов.

1.      По доминирующей в проекте деятельности:

-         исследовательские;

-         поисковые;

-         творческие;

-         ролевые;

-         прикладные (практико-ориентированные);

-         ознакомительно-ориентированные;

-         игровые;

-         информационные;

-         сервисные;

-         социальные;

-         комплексные.

2.      По предметно-содержательным областям:

-         монопроекты (в рамках одной предметной области);

-         межпредметные (в рамках нескольких предметных областей);

-         надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу).

3.      По количеству участников и характеру контактов в проекте:

-         индивидуальные;

-         парные;

-         групповые;

-         коллективные.

4.      По продолжительности выполнения проекта:

-         краткосрочные,

-         среднесрочные,

-         долгосрочные.

II. Организация проектной деятельности.

.

1.      В течение учебного года каждый ученик должен выполнить не менее двух проектов.

2.      Учебный план школы разрабатывается на основе федерального и регионального Самарской области базисных учебных планов и предусматривает выделение специальных часов на выполнение гуманитарных, естесственно-научных и технических проектов. Количество часов, выделяемых на проектную деятельность, может быть разным не только по учебным годам, но также по полугодиям и триместрам.

   

3.       В расписании выделяются часы для занятий проектной деятельностью в рамках допустимой учебной нагрузки. По возможности предусматривается выделение свободных от уроков дней для занятий проектной деятельностью. В этот день учащиеся посещают консультации руководителя проекта и других специалистов, работают в школьной медиатеке, компьютерном классе, школьной мастерской, учебных кабинетах. В этот же день может организовываться и презентация проектов.

           В течение учебного года возможна организация проектных сессий (недель).

4.      Педагогам дополнительного образования рекомендуется использовать в своей деятельности метод проектов. Здесь уместным будет выполнение коллективных и групповых проектов.

VI.              Участники проектной деятельности.

Участниками проектной деятельности являются учителя и учащиеся школы.

Учитель может являться консультантом, руководителем проекта. Обязанности руководителя проекта определяются должностной инструкцией. Часы работы по сопровождению проектной деятельности записываются в специальном журнале. Оплата учителям-предметникам за консультации производится разовыми часами. Руководители проектов  тарифицируются дважды в год: в октябре и в феврале. При наличии финансовых средств в штатное расписание вводится должность координатора проектной деятельности, либо определяется доплата педагогу, который будет выполнять обязанности координатора. Обязанности КПД определяются должностной инструкцией.

 

VI. Оценка проектной деятельности.

Оценивание проектной деятельности учащихся осуществляется по рекомендованным к применению Министерством образования Самарской области критериям и требованиям. Руководители проектов фиксируют достижения учащихся в оценочном бланке, который по завершении проекта сдается на хранение. Учащиеся получают баллы, согласно которым определяется уровень сформированности компетенций. Перевод в пятибалльную шкалу зависит от положительной динамики формирования компетенций: улучшение показателей по сравнению с самим собой –«5»; на прежнем уровне –«4»; снижение – «3».

Название выполняемых учащимися проектов, промежуточные баллы и итоговые отметки фиксируются в классном журнале. Учащимся выдается свидетельство о выполненных в течении года проектах и полученных за них баллах.         

                                         

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА

Руководитель проектной деятельности учащихся:

-  владеет технологиями метода проектов и портфолио;

- ненавязчиво ведёт ученика по этапам выполнения проекта, оказывая своевременно необходимую помощь;

- оказывает ученику помощь при работе с портфолио проектной деятельности ученика, а именно: консультирует по его заполнению, своевременно предоставляет нужные листы, контролирует его заполнение, оценивает;

- договаривается через координатора о проведении консультаций, работе на компьютере, проведении презентации;

- контролирует загруженность ученика (соблюдение временных рамок на этапах выполнения проекта);

- организует и проводит оценивание проектной деятельности ученика с привлечением внешних экспертов;

- своевременно вносит записи в журнал проектной деятельности;

- оформляет (по желанию) матрицу проекта, которым руководит;

- поддерживает связь с родителями, информируя их об успехах и достижениях их ребёнка;

- работает в тесном контакте с коллегами, координатором и администрацией школы;

- участвует в работе творческой группы руководителей проектов;

- постоянно повышает свой профессионализм через самообразование и участие в работе творческих семинаров.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

КООРДИНАТОРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Координатор проектной деятельности учащихся должен:

- знать основы метода проектной деятельности;

- быть в тесном контакте с руководителями проектов;

- обеспечивать своевременно руководителей листами портфолио по их запросам;

- составлять графики консультаций;

- координировать занятость учащихся в компьютерном классе, библиотеке, школьной мастерской, учебных кабинетах;

- организовывать проведение презентаций;

- контролировать своевременность заполнения журнала и другой документации по проектной деятельности;

- контролировать время занятости учащихся в работе над проектами;

- вести учёт часов консультаций, подавать сведения к оплате;

- представлять изменения к тарификации;

- на этапе запуска собирать данные о выбранных учащимися темах проектов и распределять их между руководителями.

                                                                                                                                  РАССМОТРЕНО                                                          УТВЕРЖДЕНО

Решение Педагогического                                           Приказ по школе

совета школы                                                                от «__» _________200… г. № ____

от «___» __________ 200… г.                                      Директор школы _____________________

Протокол № _____                                                                                      /Усанова С.Г./                      

Положение о проектной деятельности

1.      Общие положения.

С целью осуществления компетентностно-ориентированного образования в практику работы школы вводится проектная деятельность.

 Метод проектов – один из самых эффективных методов, позволяющих реализовать компетентностный подход к образованию, сформировать ключевые компетенции учащихся. Кроме того, метод проектов является универсальной технологией по отношению к предметному содержанию.

Под учебным проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению проблемы, завершающихся созданием продукта, и  представление этого продукта в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов – это совокупность способов и приёмов организации и сопровождения проектной деятельности учащихся. Данный метод является педагогической технологией, позволяющей учителю формировать педагогические ситуации по различным основаниям и на основе различного предметного содержания.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

1.      самостоятельно и с охотой приобретают недостающие знания из разных источников;

2.      учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

3.      приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

4.      развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы, документов и т.д., наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение);

5.      развивают аналитическое мышление.

Основные принципы проектного обучения:

1.        Принцип гуманизма: в центре внимания – ученик, развитие его творческих способностей.

2.        Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию в учении.

3.        Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход ученика на свой уровень развития.

4.        Комплексный подход к разработке проектов способствует сбалансированному развитию основных физических и психических функций ученика.

5.        Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

6.        Опора на интерес детей, а также на ранее усвоенный материал.

7.        Практическая осуществимость проекта.

8.        Возможно большая самостоятельность учащихся.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над  проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструированию новых процессов, объектов и т.д.

   

Условия успешного осуществления проектного обучения:

1.      Смотивированность учителей на данную технологию.

2.      Смотивированность учащихся на участие в проекте.

3.      Обучение учащихся умениям исследовательской деятельности; раскрытие сути исследования как формы познания (проблема, цель, гипотеза, задачи, методы исследования, умение планировать проведение исследования).

4.      Определение критериев оценки результатов работы над проектом.

Типология проектов.

1.      По доминирующей в проекте деятельности:

-         исследовательские;

-         поисковые;

-         творческие;

-         ролевые;

-         прикладные (практико-ориентированные);

-         ознакомительно-ориентированные;

-         игровые;

-         информационные;

-         сервисные;

-         социальные;

-         комплексные.

2.      По предметно-содержательным областям:

-         монопроекты (в рамках одной предметной области);

-         межпредметные (в рамках нескольких предметных областей);

-         надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу).

3.      По количеству участников и характеру контактов в проекте:

-         индивидуальные;

-         парные;

-         групповые;

-         коллективные.

4.      По продолжительности выполнения проекта:

-         краткосрочные,

-         среднесрочные,

-         долгосрочные.

II. Организация проектной деятельности.

.

1.      В течение учебного года каждый ученик должен выполнить не менее двух проектов.

2.      Учебный план школы разрабатывается на основе федерального и регионального Самарской области базисных учебных планов и предусматривает выделение специальных часов на выполнение гуманитарных, естесственно-научных и технических проектов. Количество часов, выделяемых на проектную деятельность, может быть разным не только по учебным годам, но также по полугодиям и триместрам.

   

3.       В расписании выделяются часы для занятий проектной деятельностью в рамках допустимой учебной нагрузки. По возможности предусматривается выделение свободных от уроков дней для занятий проектной деятельностью. В этот день учащиеся посещают консультации руководителя проекта и других специалистов, работают в школьной медиатеке, компьютерном классе, школьной мастерской, учебных кабинетах. В этот же день может организовываться и презентация проектов.

           В течение учебного года возможна организация проектных сессий (недель).

4.      Педагогам дополнительного образования рекомендуется использовать в своей деятельности метод проектов. Здесь уместным будет выполнение коллективных и групповых проектов.

VI.              Участники проектной деятельности.

Участниками проектной деятельности являются учителя и учащиеся школы.

Учитель может являться консультантом, руководителем проекта. Обязанности руководителя проекта определяются должностной инструкцией. Часы работы по сопровождению проектной деятельности записываются в специальном журнале. Оплата учителям-предметникам за консультации производится разовыми часами. Руководители проектов  тарифицируются дважды в год: в октябре и в феврале. При наличии финансовых средств в штатное расписание вводится должность координатора проектной деятельности, либо определяется доплата педагогу, который будет выполнять обязанности координатора. Обязанности КПД определяются должностной инструкцией.

 

VI. Оценка проектной деятельности.

Оценивание проектной деятельности учащихся осуществляется по рекомендованным к применению Министерством образования Самарской области критериям и требованиям. Руководители проектов фиксируют достижения учащихся в оценочном бланке, который по завершении проекта сдается на хранение. Учащиеся получают баллы, согласно которым определяется уровень сформированности компетенций. Перевод в пятибалльную шкалу зависит от положительной динамики формирования компетенций: улучшение показателей по сравнению с самим собой –«5»; на прежнем уровне –«4»; снижение – «3».

Название выполняемых учащимися проектов, промежуточные баллы и итоговые отметки фиксируются в классном журнале. Учащимся выдается свидетельство о выполненных в течении года проектах и полученных за них баллах.         

                                         

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА

Руководитель проектной деятельности учащихся:

-  владеет технологиями метода проектов и портфолио;

- ненавязчиво ведёт ученика по этапам выполнения проекта, оказывая своевременно необходимую помощь;

- оказывает ученику помощь при работе с портфолио проектной деятельности ученика, а именно: консультирует по его заполнению, своевременно предоставляет нужные листы, контролирует его заполнение, оценивает;

- договаривается через координатора о проведении консультаций, работе на компьютере, проведении презентации;

- контролирует загруженность ученика (соблюдение временных рамок на этапах выполнения проекта);

- организует и проводит оценивание проектной деятельности ученика с привлечением внешних экспертов;

- своевременно вносит записи в журнал проектной деятельности;

- оформляет (по желанию) матрицу проекта, которым руководит;

- поддерживает связь с родителями, информируя их об успехах и достижениях их ребёнка;

- работает в тесном контакте с коллегами, координатором и администрацией школы;

- участвует в работе творческой группы руководителей проектов;

- постоянно повышает свой профессионализм через самообразование и участие в работе творческих семинаров.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

КООРДИНАТОРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Координатор проектной деятельности учащихся должен:

- знать основы метода проектной деятельности;

- быть в тесном контакте с руководителями проектов;

- обеспечивать своевременно руководителей листами портфолио по их запросам;

- составлять графики консультаций;

- координировать занятость учащихся в компьютерном классе, библиотеке, школьной мастерской, учебных кабинетах;

- организовывать проведение презентаций;

- контролировать своевременность заполнения журнала и другой документации по проектной деятельности;

- контролировать время занятости учащихся в работе над проектами;

- вести учёт часов консультаций, подавать сведения к оплате;

- представлять изменения к тарификации;

- на этапе запуска собирать данные о выбранных учащимися темах проектов и распределять их между руководителями.

ррр
Cоздание и управление сайтом - CMS SiteEdit